Для учителейВечерняя школа. Школа сегодня.
 
 

Новокузнецк

пр. Авиаторов, 56

Для учителей

Открытые уроки

 

 »16.03.2010  «Моделирование в электронных таблицах»

 

 «Компьютерное моделирование в электронных таблицах»

с использованием компьютера.

План урока:

Задачи урока:

1. Образовательная

·   организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах, для практического использования в различных жизненных ситуациях.

2. Развивающие

·   развивать практические навыки по составлению моделей в электронных таблицах;

·   формировать межпредметную связь;

·   развивать аналитические способности, внимание, мышление.

3. Воспитательные

·   способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;

·   воспитывать чувство патриотизма;

·   ответственное отношение к своему здоровью.

 

, Excel.

 

Ход урока:

1. Организационная часть:

 

·         приветствие;

·         проверка отсутствующих.

 

2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

Чтобы определить цель, ответьте на вопросы.

 1) Кто сегодня пришел в школу в приподнятом настроении? (ответы учащихся)

 2) А кто пришел в школу в подавленном настроении? (ответы учащихся)

 3) Как вы думаете, почему в некоторые дни у вас все валится из рук, ничего не хочется, ничего не получается, а в другие – вы готовы свернуть горы, ощущаете подъем жизненных сил, у вас все идет как по маслу, без сучка и задоринки. (ответы учащихся)

4) А вы замечали, что такое состояние повторяется через определенный промежуток времени и порой при этом в организме не происходит никаких видимых изменений? (ответы учащихся)

5) Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека?

(ответы учащихся: влияние факторов внешней среды   -  Солнца, Луны  и земного притяжения)

6) Может кто - нибудь знает как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека. (биоритм)

7) Можно ли  прогнозировать благоприятные и предупреждать  о неблагоприятных днях? (Можно)

 Верно. Оказывается можно не только  прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты человеческой деятельности.

Есть наука – хронобиология, которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом  организме, в различные отрезки времени.    Оказывается, специалисты насчитывают до 100 биоритмов, влияющих на работоспособность и самочувствие человека.

Но существует теория, что наша жизнь всё - таки  подчиняется основным трем биоритмам: физическому, эмоциональному  и интеллектуальному.

Итак, исходя из всего вышесказанного, какова же цель урока?

Чему мы должны научиться? (ответы учащихся: составлять свои биоритмы)

Верно, только наша тема связана с моделями и компьютером. Значит,  цель нашего урока, какая? (создание  модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека).

Причем, которую можно не только исследовать, но и с её помощью улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты деятельности человека. И эту модель мы создадим, используя электронные таблицы в Excel.

 

3. Освоение нового материала

 

Каждый биоритм имеет свою продолжительность цикла и отвечает за определенное состояние человека.

 

Ребята, обратите внимание, на столах у вас имеется  ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ БИОРИТМОВ, где вы видите значения циклов и более подробное описание их влияния, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни.

А теперь, давайте разберем этапы построения биоритмов?

 

/Объяснение по слайдам/.

Уточнить: На диаграмме биологические ритмы представлены в виде кривых – синусоид, которые изменяются периодически. Начало кривых – дату рождения, мы на диаграмме не видим! Наблюдаем лишь изучаемый промежуток времени.

В каждом периоде  есть критические дни: это когда синусоида находится в нулевой (критической) точке и когда она получает максимальное и минимальное значения.

У теории биоритмов есть много приверженцев, но и есть противники. Однако, что же говорят факты. Рассмотрим биоритмы известных вам исторических личностей [1].

 

Каждый знает о трагической судьбе великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте посмотрим, в каком состоянии находится человек в самый критический момент. Итак, 27 января 1837 г. – дуэль Пушкина и Дантеса. 

 

Сравните эмоциональные биоритмы. Какое эмоциональное состояние было у Пушкина?

Посмотрите таблицу значений. Что это означает? (выслушиваются ответы)

Учитель дополняет:

Из курса литературы вам известно, что Пушкин собираясь на дуэль, писал письмо – рецензию на книгу Ишимовой Анны «История России для детей». Он хотел жить и верил в жизнь. На дуэль он шел без страха.  И что мы  наблюдаем на графике? (эмоциональный рост).

А теперь, определите эмоциональное состояние Дантеса. Используйте таблицу. (выслушиваются ответы)

Учитель дополняет:

Дантес был зол, раздражителен, ведь он  прекрасно знал о дуэльных способностях Пушкина. Именно поэтому он отказался от 1 вызова на дуэль (20 января). Но, тем не менее, он сумел критически проанализировать ситуацию и даже в последний момент смог нанести оскорбление поэту (послал любовную записку жене Пушкина). Ярость Дантеса и страх перед смертью способны были убить любого человека. И что мы наблюдаем на графике? (эмоциональное падение).

 

Рассмотрим физические и интеллектуальные циклы.

Физическое и интеллектуальное состояния Пушкина находились на спаде,  практически достигая, пика.  У Дантеса  энергичность начала уступать лености. А интеллектуальный подъем позволил ему просчитать, продумать каждый подлый шаг.

Обратите внимание, какие значения принимают биологические ритмы в начале февраля. Постарайтесь прокомментировать.

(Если бы дуэль была назначена на начало февраля, то все три биологических ритма принимали бы положительные значения и исход дуэли, скорее всего, был бы иным).

 

Пушкин  и Дантес планировали дуэль, они знали, куда идут.

А как себя чувствуют люди, которые не знают о приближении несчастья? Перед вами модель биоритмов периода гибели Александра –II [1].

Давайте оценим значения биоритмов. Посмотрите, на каком уровне они находятся?

О чем это говорит? (в этот момент могли быть приняты важные для России законы, конституция и т.д.)

 

4.                  Первичная проверка понимания знаний. Анализ результатов.

 

Предлагаю вам самим попробовать создать компьютерную модель биоритмов, используя биографические

Для работы вам необходимо использовать технологическую карту [2] где описаны все основные  этапы моделирования Задания у некоторых из вас совпадают (у рядом сидящих). Вы можете посоветоваться, если что – то не получается. Время работы 10 мин.  

Подведем итоги.

       5. Самостоятельная практическая работа.

 

Науке известно, что если заранее знаешь, что тебя ожидает, то на результат можно повлиять, изменить. Давайте посмотрим, какие важные события вас ожидают с 20 мая по 20 июня. (Выпускные экзамены).Вот сейчас, я предлагаю смоделировать  процесс изменения вашего состояния в этот период. Используйте ранее созданную модель. Внесите в таблицу новые данные, диаграмма изменится автоматически.

Время 4 мин.

Полученные биоритмы сохраните  и проанализируйте.

Подведем итоги. Вы посмотрели на свои графики, давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать:

1) если западает физический цикл?

(постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий)

 

2) а если  западает эмоциональный цикл? (учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню… )

 

3)сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае?

(Но и тогда не стоит огорчаться.  Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания).

Ну а сейчас, чтобы еще раз убедиться в правильности создания вашей модели проведите серию экспериментов:

ЗАДАНИЯ

1. Выберите неблагоприятные дни для сдачи зачета по информатике (в марте).

 

6. Подведение итогов урока.

 

 

Заключение.

 Сегодня я не буду оценивать результаты вашей работы, а оценки будут выставлены за домашнее задание на следующем уроке. Мне приятно было наблюдать за вашей работой. Буду, рада если вы сделаете правильные выводы. Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы – биоритмами, но главное  верить в себя. Урок окончен. До свидания.

 

 

  
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz