Открытые уроки
Тема урока: Политическая культура.
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
Образовательная цель урока: Сформулировать понятие «политическая культура», выделить типы, элементы и функции политической культуры.
Развивающая цель урока: Продолжить формирование работы с текстом (находить признаки свойственные понятию, сформулировать аргументированный ответ, используя текст учебника, выявить различия и общее основных категорий, относящихся к понятию «политическая культура»).
Воспитательная цель урока: Закрепить умение работать в группе (уважительное отношение к различной точке зрения на вопросы, отстаивание своей аргументированной точки зрения, скоординированное, регламентированное взаимоотношение между группами в процессе ответа).
Оборудование: Учебник по обществознанию для 10-11 класса, схемы, таблицы.
Ход урока: 1. Организационный момент (5 минут): Класс делится на 4 группы и от каждой группы представляется лидер. Предполагается, что 11 класс имеет опыт работы в группе и самостоятельно сможет сорганизоваться в группы, если же нет, то учитель может сам разделить класс на группы по списку или по рядам парт.
2. Работа в группе (10 минут): Каждой группе учитель раздаёт карточки с вопросами (Приложение 1), в карточке по 2 вопроса: 1 вопрос относится непосредственно к материалу учебника, 2 вопрос относится к настоящей ситуации в политике и в обществе, отвечая на этот вопрос, ученики должны понять актуальность того теоретического материала, с которым они работают.
В ходе работы групп учитель должен играть роль координатора, корректора и консультанта при возникающих проблемах в группе в ходе ответа на вопрос, особенно это касается ответа на 2 вопрос карточки. Учитель должен с помощью наводящих вопросов направить группу на ответ актуализирующий материал ответа на 1 вопрос тем самым, повышая ценность и значимость теоретического материала учебника.
3. Выступление групп (25 минут): Группы должны выбрать своего лидера Они могут это сделать либо в начале работы группы либо, сформулировав ответы на вопросы сделать это в конце и лишь передать своему представителю право отвечать от группы, это зависит от степени самостоятельности группы и самой работы учителя, если учитель видит что группа не определяет с лидером или в группе несколько лидеров он может, поторопив группу с выбором лидера предложить кого-либо на его взгляд отвечающим лидерским качествам). В процессе ответа на 1 вопрос учитель следит за тем, чтобы его законспектировали все участники групп, 2 вопрос дискуссионный и не требует записи. После ответа одной группы участники других групп могут задать свои вопросы.
4. Домашнее задание: Учитель даёт на дом прочесть следующий параграф и ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Приложение 1
Карточка № 1.
- Ответьте, что называют политической культурой?
- В каких сферах общественной жизни политическая культура может проявляться?
Карточка № 2.
- Выделите основные элементы политической культуры?
- Существуют ли данные элементы политической культуры в современной России? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
Карточка № 3.
1. Перечислите и охарактеризуйте типы политической культуры.
2. Какой тип политической культуры преобладает в российском обществе? Аргументируйте свой ответ.
Карточка № 4.
1. Раскройте функции политической культуры в жизни общества.
2. В каких сферах общества реализуется каждая эта функция?