Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Цели :
Ø Дать представление об основных отличительных особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными.
Ø Формировать навыки опознания предложений этого типа.
Ø Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи.
Ø Развитие мышления: учить выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия.
Ø Воспитательная: содействовать нравственному воспитанию учащихся; воспитывать интерес к предмету; воспитывать аккуратность, умение работать сообща, внимательное отношение к друг другу.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык. 9 класс» М.М. Разумовской.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение плана работы.
2. Актуализация опорных знаний.
Опрос по теме «Сложноподчиненное предложение»:
1) Какие предложения мы с Вами изучаем?
2) Какие предложения называются сложноподчиненными?
3) На какие виды они делятся?
4) Какой вид придаточного мы уже изучили? Что Вы можете о них рассказать?
А теперь давайте поработаем практически.
Ребятам предлагается выполнить небольшую самостоятельную работу по ранее изученной теме.
Учащимся раздаются карточки, на них они подписывает свою фамилию и выполняют работу (на карточках).
А1. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы.
Молодежь должна быть достойна эпохи в которой она живет.
В2. Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
Человек который не умеет понять другого обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
Задание под А на оценку «3» (обязательный минимум), или для слабого школьника.
Задание под В (на «4» и «5»), для сильного учащегося с заданием А.
3. Изучение новой темы.
Сообщение темы и цели урока. Запись в тетрадь.
Небольшая орфографическая разминка (написание Ъ, безударная гласная в корне). Работа со словом изъяснительное.
- Обратите внимание на правописание слова изъяснительное. Этот термин восходит к слову «ясно» - хорошо видимый, слышимый, понимаемый. Какие ошибки еще можно допустить при написании этого слова?
A. Работа с таблицей (пока ученики работают, учитель проверяет как они справились с самостоятельной работой, а затем объявляет результаты)
Работа с теоретическим материалом. §12.
Форма таблицы выдается, а на обороте листа отпечатана таблица-ключ, которая поможет учащимся при взаимопроверке.
Вопросы | Союзы | Союзные слова | Пример |
| | | |
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, заполняют таблицу в тетрадях. Данная таблица станет внешней опорой для учащихся в дальнейшей работе со сложноподчиненными предложениями, а также во время сдачи зачета по теме «Сложноподчиненное предложение».
В. Устный опрос.
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
(сделать акцент на падежных вопросах).
- При помощи каких союзов и союзных слов придаточные изъяснительные присоединяются к главной части?
- Прочитайте пример CПП с придаточным изъяснительным. Назовите грамматические основы предложения. Начертите схему (один из учащихся чертит схему на доске).
4. Закрепление знаний.
Предложения записаны на доске. Ребята выходят к доске и разбирают предложения (выделяют грамматические основы, ставят знаки препинания, чертят схемы, определяют вид придаточного). Ученики могут пользоваться таблицей, которую составили ранее. Остальные учащиеся работают в тетрадях.
1. Вежливость и хорошие манеры нужны человеку, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты.
2. Я убежден, что воспитанный человек должен уметь и хотеть считаться с мнением другого человека.
3. Такт – это умение не говорить того, что думают все.
4. Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.
(знаки препинания не расставлены).
- О чем эти предложения?
5. Информация о домашнем задании.
Выучить таблицу. Из любого художественного произведения выписать 5 предложений с придаточными изъяснительными.
Проверка изученного материала. (раздаточный материал)
- Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.
Работа в парах (сльный-слабый). Защита работы у доски.
Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
1. Кто сегодня солгал, тому завтра не поверят.
2. Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.
3. Люблю людей, которые умеют быть милосердными.
4. Умейте выслушивать до конца того, с кем говорите.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.