Новокузнецк

пр. Авиаторов, 56

Для учителей

Открытые уроки

Тема урока: Серебряный век русской культуры.

Тип урока: Комбинированный тип.

Форма урока: Групповая (парная) деятельность.

Цели урока:

I.                   Образовательная цель: знать основные направления в науке, живописи, архитектуре и скульптуре России на рубеже XIX-XX веков; уметь охарактеризовать каждое из направлений, назвать основных представителей каждой из областей культуры. Объяснить понятия и термины: импрессионизм, модернизм, Нобелевская премия, биосфера, ноосфера.

II.                Развивающая цель: уметь при помощи текста учебника дать полный и четкий ответ на вопрос обучающей карточки (умение анализировать текст учебника – находить главное); уметь давать грамотный устный ответ на вопрос (развитие монологической речи);

               развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск,

              сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и

              проблемные задания.        

III.             Воспитательная цель: уметь корректно работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассника;  обратить внимание учащихся на то, что Серебряный век является уникальным периодом в русской культуре, многообразие стилей и направлений которой обогащают русскую цивилизацию.

План урока:

I.                   Духовное состояние общества.

II.                Просвещение.

III.             Наука.

IV.             Литература.

V.                Живопись.

VI.             Скульптура. Архитектура.

VII.          Музыка, балет, театр, кинематограф.

 

Оборудование урока:

I.                   Учебник: История России XX – начало XXI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М., 2006 год.

II.                Обучающие карточки.

III.             Видео фрагменты (аудиовизуальные, технические средства).

IV.              Тестовые задания.

Основные термины:

импрессионизм, модернизм, Нобелевская премия, биосфера, ноосфера.

Ход урока:  

I.                   Мотивационный этап.  

Учитель сообщает тему цели и задачи урока, настраивает учащихся на рабочий ритм урока, создает комфортную эмоциональную обстановку.

II.                Этап повторения. (Фронтальный опрос в форме вопрос - ответ).

Повторение проводится по предыдущей теме Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

            Вопросы для повторения:

1.  Как назывались два органа власти образованные после революции февраля 1917 года?

2. Назовите имя человека возглавлявшего партию большевиков в 1917г.

3. Какое название в истории получили события 25 октября 1917 года.

4. Какие три основных декрета были приняты на II Съезде Советов?

5. Какой документ был принят на V Всероссийском съезде Советов?

6. Дополните предложение: «Придя к власти, большевики имели в своем экономическом багаже две основополагающие идеи:…

Каждый вопрос учитель задает конкретному ученику избегая, по возможности хоровых ответов класса.

III. Информационный этап.

            Учитель логически от повторенной темы переходит к изучению новой темы: «Изменения в культуре произошедшие на рубеже XIX – начале XX веков известные под названием  «Серебряный век русской культуры», явились предпосылками (условия, благоприятствующие какому – либо  событию) Февральской революции и Октябрьскому перевороту».

Поэтому для понимания  не только непосредственных причин революций нам нужно изучать историю политики и экономики, но и для понимания предпосылок революций нам необходимо изучить фрагмент истории культуры, в частности те изменения в культуре которые произошли в истории России на рубеже XIX – начало XX века. 

Мы изучим с вами лишь основные области науки и жанры искусства: наука, живопись, архитектура и скульптура.

IV. Самостоятельная работа (групповая, парная).

            Класс делится учителем на группы, пары учеников. Для выполнения самостоятельной работы ученикам выдаются обучающие карточки с  различными по сложности заданиями. Каждая карточка охватывает, один, какой – либо блок культуры: Наука, Живопись, Архитектура и Скульптура.

            На данном этапе учитель выступает в роли консультанта и помощника в выполнении заданий обучающей карточки, обращая внимание ученика на ключевые слова вопроса, его осмысление и выделение главного при прочтении текста учебника.  

V. Этап закрепления изученного.

 Для проверки выполнения задания, на вопросы обучающей карточки, к доске с устным ответом приглашаются ученики, по одному от каждой группы. Для закрепления услышанной информации учитель просит класс посмотреть видеофрагмент.

 

VI. Проверка пройденного материала.  

            Учитель делает вывод по изученному материалу. Для диагностики результативности урока используются тестовые задания, вопросы которых соответствуют информации, полученной учениками на данном уроке.

VII. Подведение итогов.

            Учитель объявляет оценки учащимся, аргументируя их, выполненной или не выполненной, работой по каждому этапу урока 
 

  
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz