Новокузнецк

пр. Авиаторов, 56

Для учителей

Внеклассные мероприятия

 

 

Название мероприятия Государственные символы России

Форма проведения Классный час

Цели и задачи 1) расширить знания детей о государственной символике России  гербе,___ флаге, гимне;   2) воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;
 3) воспитание уважительного отношения к государственному гербу, флагу, гимну России; 4) выявление лидерских качеств у учащихся.
 

Предварительная подготовка предварительно учитель работает с 6 учащимися из класса, разбив их на 3 команды, учитель подготавливает с ними рассказы, посвященные гербу, флагу и президенту России, кроме этого, учитель заранее подготавливает  текст гимна России для всех_ учащихся для последующего заучивания ими гимна и выступления на__ классном часе.

Оформление класса классный час в компьютерном классе где  будут вывешены плакаты герба и флага России, кроме этого, учитель подготавливает запись гимна России, парты и стулья расставлены таким образом, чтобы класс сразу _разделился на 4 группы.

Ход воспитательного мероприятия 

Вступительная речь учителя: Одним из государственных символов, о котором мы с вами поговорим, является гимн. У гимнов глубокие исторические корни. Если герб и флаг — символы «внешние», то государственный гимн всегда с тобой. Ведь если знаешь мелодию и слова, то его можно спеть в любое время. Когда-то в странах Древнего Востока –– Египте, Вавилоне, Индии — гимны были частью религиозных ритуалов восхваления богов. Гимнические песнопения исполнялись в древней Греции. Но в качестве государственного символа гимн в Европе широко распространяется лишь во второй половине ХVIII века. Музыкальную основу таких  гимнов составляли молитвенные мелодии, военные марши, народные мотивы.
Гимн
в переводе с греческого ––   торжественная песнь. Гимны чрезвычайно разнообразны –– государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. В музыкальной энциклопедии гимн трактуется как особое музыкальное произведение, отличающейся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным маршевым ритмом, величавостью музыки.  Во время звучания гимна по традиции и в качестве уважения к своей стране необходимо встать и каждый уважающий свою страну человек обязан знать слова гимна. Учитель включает музыку гимна России, дети поют гимн.

Вступительная речь учителя:

Мы живем в Российской федерации. Как и все государства в мире Россия имеет свои государственные символы — герб, флаг, гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей.
Гербовой печатью скрепляю
тся все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие — будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.
Первым государственным символом, о котором мы с вами поговорим, является герб.                                                                                                            К доске приглашаются 2 человека (1 группа) заранее приготовившие рассказ о гербе России.

Речь первой группы.

1 человек. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе держава. Над головами орла мы видим три короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На Груди орла помещен красный щит с изображением всадника.
Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить  дракона.

2 человек

Черный змей это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.
Скипетр это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Речь учителя после 1 выступления_При разработке герба или эмблемы внимание уделяют не только предметам, но и цвету, поскольку он тоже может иметь символическое значение. В геральдике — науке о гербах — цвета даже имеют свои особые названия
Красный цв
ет  — является символом храбрости и мужества. Цвет синий, именуемый лазурным, символизирует красоту. Зеленый цвет - символ надежды, молодости, радости и изобилия. Пурпурный — символ силы и могущества. Черный цвет в гербе обычно говорит о печали, благоразумии и смирении. Желтый и белый цвета сравнивают с драгоценными металлами — золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный чистоты.
       Рождение гербов связано с рыцарским традициями и относится к середине ХII века. Первые гербы были достаточно простыми. На них рисовались кресты или полосы различных цветов — вертикальные, горизонтальные, косые. Вскоре на гербах появляются фигуры, изображающие реальных или фантастических животных и птиц, а также растения. Герб становится родовым знаком и передаётся по наследству.  В Россию герб с изображением двуглавого орла перешел из Византии в 15 веке во время царствования  Ивана III.

Одним из государственных символов России является флаг, к доске приглашаются 2 человека (2 группа), приготовившие рассказ о флаге.

Речь второй группы.

1 человек

Государственный флаг Российской Федерации это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и независимости государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяются Федеральным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной думы, областных и районных органов местного самоуправления.

2 человек

Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.
Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или э
мблемы. К флагам, основное назначение которых — служить символом власти, относятся императорские, царские, королевские, президентские штандарты, а также вымпелы и флаги морских военачальников.
 

Речь учителя после 2 выступления._Бело-сине-красный флаг впервые появился в конце 60-х годов ХVII века, в то время по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединове, что на реке Оке, началось строительство Волжско-Каспийской флотилии. Капитан Бутлер запросил для оснащения флотилии ткань для флагов. Царь приказал отпустить есть красную, белую и синюю. Как располагались цвета на тех флагах сейчас неизвестно, но именно с того времени и начинается история российского флага. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение бело-сине-красных цветов ввел Петр I. Под этим флагом в 1697—1698 гг. отправилось в Европу великое посольство. В январе 1705 г. Петр своим указом закрепил бело-сине-красный флаг без орла за торговым флотом, а в качестве военно-морского утвердил Андреевский флаг. Его символика совпадала со знаком первого русского ордена учрежденного Петром, ордена Андрея Первозванного. Петр великий узаконил еще один символ — личный императорский штандарт: желтое полотнище с черным двуглавым орлом в центре. Так бы и жили дружно два флага российских. Но в последующее за Петром царствование наблюдалась настоящая борьба цветов за место на государственном флаге России. Белый, синий и красный воевали с черным, желтым и белым. И лишь только в наше время бело-сине-красный флаг является государственным символом.

Конкурс на лучший герб школы.

Класс делится на 4 группы. Каждой группе учитель раздает по 1 странице, на которой нарисован контур будущего герба. Ученикам дается задание нарисовать и объяснить символику будущего герба гимназии герба школы.

Конкурс президентов.

Вступительное слово учителя.

Одним из символов нашего государства является Президент Российской Федерации. Президент не только глава нашего государства он представляет нашу страну на международной арене, встречается и обсуждает важные внешнеполитические вопросы с главами других государств, в конечном счете, президент является гарантом основного закона нашего государства- Конституции. Как вы знаете недавно проходили выборы Президента, т.к. вы пока не можете голосовать на уровне государства, мы с вами проголосуем на уровне нашего класса за того кандидата в президенты, программа изменений которого вам больше всего понравится.

От каждой группы представляется кандидат в президенты класса с заранее подготовленной программой на тему: «Чтобы я изменил, если был бы президентом класса». После выступлений класс открыто голосует за понравившегося кандидата, выходя по одному к доске и ставя знак напротив фамилии кандидатов.

Заключительная речь учителя по теме классного часа: Сегодня мы с вами рассмотрели государственные символы России, которые олицетворяют нашу  Родину. В символах  России переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего и каждый гражданин своей страны обязан знать свой флаг, герб, знать слова  и отдавать должную честь гимну Российской Федерации.

Использованная литература

 1) Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. /____ Сост. Т.В. Шепелева –– Волгоград: Учитель, 2007.––70 с.
2) Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа. № 7, 2001._____

3) Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

 

  
Hosted by uCoz